Самая украинская Украина – на Полтавщине. По крайней мере, такое впечатление складывается после того, как здесь побываешь
Первое, что замечаешь в столице края, – упитанные и довольные жизнью полосатые «Мурчики» на каждом шагу. Второе – здесь красиво даже под унылым серым небом февраля! Раннее утро, тишина и чистый воздух – что еще нужно столичному жителю для счастья? Разве что вкусный завтрак.
Так что прежде, чем встретиться с полтавскими достопримечательностями, мы заехали в «Зелений гай» – центр отдыха за городом. Кормят полтавчане сытно: обязательно и первое, и второе. Полтавский борщ – это что-то особенное: наваристый, красный и очень вкусный. На второе – картофель с мясом по-домашнему, совсем как бабушка готовила. Запасшись калориями, здесь можно и в бассейне поплавать, в баньке попариться – аренда двухэтажного домика с сауной обойдется 150 грн в час на всю компанию.
Нагулявшись по местному зимнему парку, встречаем официанта с огромным подносом. Нам принесли еще дымящийся кофе в чашечках с розочками – совсем как в детстве! И плевать, что напиток растворимый, главное ведь – внимание. Однако Полтава ждет, и мы отправляемся в путь.
Проезжая забавный памятник свинье-кормилице с поросятами, мы попадаем в Музей истории Полтавской битвы. Как по мне, самые интересные экспонаты – документы. Вот письмо Петра Первого – почерк, прямо скажем, не царственный, безобразные каракули расползлись по бумаге в разные стороны, словно тараканы. А вот скульптура, изображающая раненого Карла XII, которому врач перематывает ногу. Историки утверждают, что, если бы не это глупое ранение, исход войны мог бы быть совершенно другим. Говорят, Петр Первый настолько бы шокирован легкой победой, что в Петербург письмо послать поспешил (с сообщением: «Неожиданная Виктория!»), а вот шведов добить не додумался, хотя у Карла «телохранителей» осталось всего ничего.
Напротив музея радует глаз синими куполами Сампсоновская церковь. Заходишь и диву даешься – на фресках рука мастера создала мир прекрасных людей. Честно скажу, таких красавцев-мучеников и святых я видела только на картинах Врубеля. Вообще храмы и монастыри в Полтаве прекрасно сохранились.
Восстановленный по акварелям Тараса Шевченко дом Котляревского стоит в живописной местности на Ивановой горе, откуда открывается прекрасный вид на Полтаву. У обрыва – памятник полтавским галушкам. Лежат они, беленькие и аппетитные, в гигантской миске, да и ложка рядом такая, что в нее может запросто поместиться взрослый дяденька. В 2006 году возведение этого памятника спровоцировало яростные споры, не все были им довольны. Хотя мне кажется, что именно такие забавные памятники нивелируют излишний пафос, которой часто любят создавать наши музейщики.
Сам же дом литератора виднеется за кустами даже без листьев пышной сирени и калины. Красивый такой, аккуратненький. Вечереет, в фиолетовых сумерках уютно светят окошки, отражаясь желтыми пятнами на снегу. В дверях нас встречает требовательным «мяу» очередной толстенький «Мурчик».
Внутри пахнет деревом, которым обшиты стены: дом-музей тщательно реконструирован – выглядит таким, каким был при жизни классика. Правда, мебели аутентичной практически не осталось. Разве что потемневшее от времени зеркало, в которое смотрелся автор «Энеиды», столик да высокая кровать. Кстати, здесь можно заказать необычную экскурсию – не только бытом Котляревского полюбоваться и жизнью его персонажей проникнуться. Те ведь галушки очень любили, вот и в музее вам предложат попробовать настоящую полтавскую галушку с начинкой из печенки. Причем достанут в горшочке прямо из печи.