Съездить на несколько дней в Полтавскую область — все равно что заглянуть в замочную скважину. Сквозь нее виден кусочек волшебной Полтавы — украинского Петербурга, где мерещатся тени Петра I, Николая Гоголя, Ивана Котляревского... Веет дымом Полтавской битвы, а еще — запахом знаменитой полтавской галушки. И хочется найти ключ и толкнуть дверь в Полтаву, чтобы полной мерой насладиться здешней атмосферой.
Я думала, таких городов в стране уже не осталось: красивых, со своим климатом, с уютными скверами, где есть скамейки для влюбленных и доминошников. Полтава приятно поражает своей неиспорченностью. В парковой зоне не видно строительных кранов. На фасадах домов не так уж много вульгарных вывесок салонов, забегаловок, магазинов и казино. Того мусора, который делает все украинские городки одинаково безобразными, а разница заключается только в названиях.
Сюда нужно ехать, чтобы бродить по улице Монастырской с низенькими каменными и деревянными домишками. Кладка кое-где оголилась, дома покосились, но из окон стойко и бодро выглядывают кактусы и фиалки, а во дворах мерзнут лохматые коты. Осторожно обходишь старушек с пустыми ведрами, идущих к колонке. И в определенной мере обескуражен этой реальностью эпохи начала ХХ века, замершей в историческом центре города...
А уже немного выше по улице — не веришь своим глазам — пафосные административные здания в стиле российского классицизма, с римскими колоннами и портиками. Их строили с 1804 по 1811 годы по чертежам российского зодчего Захарова и разместили по периметру Круглой площади. Вечером все восемь зданий вспыхивают холодным огнем фонарей. И прогулка по этому «нашему Петербургу» восхищает своей контрастностью. В самом центре площади сооружен монумент Славы — в честь 100-летия победы российского войска под Полтавой. На чугунную тосканскую колонну взлетел позолоченный орел с лавровым венком в клюве. В основу постамента вмуровали 18 орудий — трофеев Полтавской битвы. По верхнему краю постамента установлена изгородь из перевернутых остриями к земле мечей. Орудия настоящие. Мечи — нет.
В 2009 году город будет отмечать 300-летний юбилей Полтавской битвы. Россияне приедут праздновать. Шведы — поминать героических предков.
— И те, и другие довольно часто посещают Полтаву, — рассказывают работники Государственного историко-культурного заповедника «Поле Полтавской битвы». — Шведы приезжают с картами и 600-летними родословными. Они ищут в списках погибших предков: ведь каждый второй швед и каждый второй финн погиб во время Северной войны 1700—1721 годов. Планируется соорудить памятник траура возле третьего редута (земляного укрепления), где полегло больше всего шведских солдат.
«Поле Полтавской битвы» — единственный из музеев Украины, который входит в Международную организацию военно-исторических музеев ИАМАМ под эгидой ЮНЕСКО, а также он включен во всемирный туристический маршрут. На 800 гектарах территории, кроме музея, раскинулось историческое поле Полтавской битвы, стоят десять обелисков на месте земляных укреплений, Сампсониевская церковь, братская могила российских воинов, памятник шведам от россиян, памятник шведам от соотечественников, памятник Петру І, памятник на месте переправы российских войск через р. Ворсклу и каменная глыба на месте командного пункта Петра І. С учетом этого, Полтавский заповедник имеет все шансы быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса. Ведь по сравнению с другими такими же историческими местами — Ватерлоо или Бородино, у нас самая большая концентрация памятников, а ландшафт остался в первоначальном виде. События минувших дней здесь можно воссоздавать не виртуально, как это практикуют за границей, а живой реконструкцией баталий. Сколько тогда туристов приедет!.. Только бы хватило в Полтаве гостиниц. В противоположном конце города, на Ивановой горе, тоже витает дух войны. Кажется, здесь скакал верхом гигантский призрак Петра І, догоняя призрак гетмана Мазепы. Конь споткнулся и потерял подкову. Она повисла на античных колоннах прямо... над Полтавой. Сюда протоптали тропинку туристы. Здешняя беседка с подковой напоминает о морских курортных городках: издали можно подумать, что внизу волнуется море. Но на самом деле под склонами сгрудились городские дома и потянулись куда-то за горизонт...