Познавательный подарок ко дню ВДВ:

Котельникову принадлежит изобретение первого в мире авиационного ранцевого парашюта.
В 1912 году во Франции он получил патент на парашют РК-1 (русский, Котельникова, 1-я модель).
Позже Котельников разработал еще несколько модификаций спасательных и грузовых парашютов.
Конструкция парашюта Котельникова используется и сейчас.
Также Глебу Котельникову принадлежит изобретение нового типа воздушного винта – пропеллера.



Нажмите на изображение для увеличения
Название: 171279250.jpg
Просмотров: 0
Размер:	44.0 Кб
ID:	37251Нажмите на изображение для увеличения
Название: 250x405_85_20120830104207_772_kotelnikov.jpg
Просмотров: 0
Размер:	25.6 Кб
ID:	37250Нажмите на изображение для увеличения
Название: 171279251.jpg
Просмотров: 0
Размер:	42.0 Кб
ID:	37249Нажмите на изображение для увеличения
Название: Kotelnikov.jpg
Просмотров: 0
Размер:	30.8 Кб
ID:	37252

Глеб Евгеньевич Котельников, создатель первого в мире авиационного ранцевого парашюта, родился 18 января 1872 года в Санкт-Петербурге. Жизненные пути конструктора-изобретателя пролегали по kotelnikov.jpgПолтавщине. С Полтавой связана его родословная. После окончания Харьковского университета здесь поселился дед изобретателя Григорий Котельников, который работал преподавателем в Институте благородных девиц, в Петровском кадетском корпусе. В Полтаве родился отец Глеба Котельникова - Евгений Григорьевич - воспитанник первой мужской гимназии в Полтаве, также выпускник Харьковского университета, преподаватель, конструктор, акцизный чиновник в Полтавской губернии. Мать изобретателя, Екатерина Ивановна, - дочь полтавского художника, преподавателя Петровского кадетского корпуса Ивана Зайцева.

Учился Глеб в Полтавской гимназии, мечтал поступить в технологический институт или консерваторию. Но мечтам не удалось осуществиться. В 1889 году умер отец, и реальной была только военная карьера. Глеб становится вольнонаемным 33-го Елецкого полка, впоследствии экстерном заканчивает Петровский кадетский корпус и поступает в Киевское военное училище. После его окончания (1894 г.) в звании подпоручика артиллерии отслужил обязательные три года и вышел в отставку. В 1897 году возвращается в Полтаву и работает чиновником в акцизном управлении. Иллюзий относительно своей службы не имел. Но его - человека художественно одаренного - привлекало в акцизной службе обстоятельство, что одновременно с введением винной монополии было основано кураторство о народной трезвости, которое организовало народные чтения, открывало читальни, народные театры. Глеб Котельников надеялся на свое активное участие именно в театральном деле. И надежды его оправдались в Полтаве: его пригласили играть в труппе «Народной аудитории имени Н.В. Гоголя». Актер с успехом сыграл Чичикова из «Мертвых душ» Николая Гоголя, Кречинского в комедии Александра Сухова-Кобылина «Свадьба Кречинского» и другие роли. В Полтаве Глеб Евгеньевич сформировался как творческая личность.

В начале 1900-х годов Котельников был переведен по службе на Дон, затем в Сочи.
....Однако главное внимание Глеб Котельников все же уделял технике. Он предложил много оригинальных идей в различных ее областях: конструкцию автомобильной свечи, устройство для запуска автомобильных двигателей, ряд устройств для трамваев, несколько почтовых машин-полуавтоматов и прочее.

Конструктор имел в своем арсенале и авиационные проекты: новый тип воздушного винта с лопастями особой формы - так называемый «крыльчатый пропеллер», пушечный парашют, который специалисты считают первым в мире грузовым парашютом. Однако главным его достижением считается создание первого в мире авиационного ранцевого парашюта.

Толчком к изобретению ранцевого парашюта стала гибель летчика Льва Мациевича осенью 1910 года при осуществлении полета на первом Всероссийском празднике воздухоплавания в Петербурге. Из-за неисправности самолета на высоте 400 метров летчик выпал из кабины и погиб. Свидетелем этой трагедии стал Глеб Котельников. Изобретателю долгое время не удавалось определиться с материалом для устройства купола парашюта. Помог случай. Однажды в театре Котельников увидел, как одна женщина достала из сумки шелковую шаль, которая сразу же взлетела в воздух. «Боже мой! - Воскликнул Котельников. - Это именно то, что нужно. Ничем не пропитанный шелк - лучший материал для купола парашюта ». Глеб котельников.jpgСам Глеб Котельников говорит о своем изобретении так: «Ранец я изготовил из металла. Внутри - полка. На ней были сложены стропы и купол парашюта. Крышку ранца закрепил на петлях с пружинами, чтобы она быстрее открывалась. До замка прикрепил веревку с кольцом для того, чтобы самому можно было открывать парашют, когда выпрыгиваешь из самолета ». Выгодность этого изобретения еще и в том, что стропы, размещенные на двух плечах пилота, позволяли ему проводить маневры в воздухе.

27 октября 1911 изобретатель подал заявку в отдел промышленности Министерства торговли и получил охранное свидетельство на «спасательный ранец для авиаторов с автоматическим выкидным парашютом», подтвержденное французским патентом. Проведенные в июне 1912 года испытания имели отличные результаты. Парашют получил марку РК-1 (Русский Котельникова, модель первая). Так случилось, что в российской военной авиации к 1916 году парашютом практически не пользовались. Царский генералитет считал, что летчик, который имеет парашют, в случае малейшей угрозы покинет борт самолета.

После начала Первой мировой войны Глеба Котельникова отозвали из Третьей автомобильной петергофской роты, где он находился на военной службе. Ему предложили принять участие в изготовлении ранцевых парашютов для авиаторов. Изобретатель работает над усовершенствованием своей конструкции, предложив новые модели РК-2 (с полумягким ранцем), на дне которого появились котельников.jpgсоты для укладки в них строп, РК-3 (мягкий ранцевый, прототип современных), РК- 4 (для гондолы аэростата) и другие. Парашюты Котельникова применялись во время Первой мировой войны, а после революции были приняты на вооружение Красной армии.

В 1926 году Котельников подарил СССР все свои парашютные патенты, отказавшись от вознаграждения. Владельцем изобретений Котельникова стало государство, которое долгие годы замалчивало заслуги конструктора. В 1929 году Котельников написал книгу «История одного изобретения. Российский парашют».

Вторая мировая война застала Глеба Евгеньевича в Ленинграде. Пережив блокаду, он уехал в Москву, где и умер 22 ноября 1944 года. На память о выдающемся изобретателе деревню Сализи, вблизи Гатчины, где проходили испытания парашюта, в 1949 году переименовановали в Котельниковое. А неподалеку от полигона установили памятник с изображением парашюта.

В Полтаве сохранилось немало мест, связанных с жизнью Глеба Котельникова и его близких. В 1999 году на доме, где раньше располагалось акцизное управление и квартира Котельникова (улица Октябрьская, 24), в честь конструктора была установлена мемориальная доска.