Дети раннего возраста - это дети от рождения до 3 – х лет.
Гармоничное развитие - всестороннее, постепенное, естественно развитие в соответствии с возрастными особенностями ребенка, когда задействуются все сферы жизнедеятельности и учитываются все потребности ребенка.
В основу данной программы положено: информационные материалы организации NIPA (Северная Ирландия); данные современных исследований; традиции народной педагогики; опыт отечественных и зарубежных авторов - разработчиков развивающих методик - Марии Монтессори, Глена Доумена, Сесиль Лупан, Джеки Силберг, Зайцева; тренинговая программа для родителей «Вместе к гармонии: Развитие детей раннего возраста», которая разработана специалистами Украинского фонда «Благополучия детей».
Целевая группа: родители, гувернантки, воспитатели, психологи, студенты, будущие родители, педиатры.
Количество участников: 15 - 20 человек.
Цель программы: Содействовать формированию родительской компетентности относительно гармоничного развития ребенка раннего возраста.
Задание:
• Ознакомить участников с актуальностью развития детей раннего возраста;
• Пополнить знания участников по вопросам психологии раннего возраста;
• Охарактеризовать составляющие развивающей среды для младенцев;
• Презентовать современные методики развития ребенка раннего возраста;
• Проанализировать эффективные приемы общения с маленькими детьми;
• Раскрыть значение игрушки и игры в развитии детей, а также роли взрослых в ее проведении;
• Предоставить информацию о критериях отбора игрушек для малышей;
• Показать важность сказок, колыбельных песен, пальчиковых и народных игр для развития;
• Проинформировать о сензитивных периодах и основных принципах активного обучения детей.

Программа состоит из 2 тренингов по 16 час.
1 тренинг: Вступление. Знакомство. Актуальность периода раннего детства. Основные характеристики возраста. Особенности развития детей раннего возраста. Составляющие развивающей среды. «За и против» использования пеленки, памперса, пустышки, горшка. Влияние телевизора и мультиков на психику ребенка. Роль сказки в жизни ребенка - какие сказки для какого возраста. Значение игрушки для развития ребенка. Критерии отбора игрушек для малышей. Развивающие игры и роль взрослого в их проведении. Основные принципы активного обучения малышей. Сензитивные периоды для развития детей раннего возраста. Развивающие методики «Волшебные мешочки», «Корзина копилка», «Лучики» и др. Подведение итогов тренинга. Домашнее задание.
2 тренинг: Вступление. Знакомство. Как ребенок воспринимает мир. Значение ритма в жизни ребенка. Народные игры - неисчерпаемая сокровищница опыта. Особенности проведения пальчиковых игр для младенцев. Значение материнской колыбельной для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Как помочь ребенку справится со страхами. Как использовать пластичные материалы (песок, воду, воск, соленое тесто, пластилин, пальчиковые краски и др.) для игры с маленькими детьми. Эффективные приемы общения с детьми - как говорить, чтобы дети нас слушали. Значение позитивного мышления для взаимопонимания. Пять путей к сердцу ребенка. Разработка сценариев праздников для самых маленьких.